Шапка родом из Орды
Древние царские регалии XVI - XVII веков в Музеях Московского Кремля
ЧЕМ МЫ ГОРДИМСЯ
Напомним: в цикле "Кремлевские палаты", который на радиостанции "Эхо Москвы" с 2004 года ведут Ксения Басилашвили и Ксения Ларина, стартовала серия бесед о государственных регалиях России. Осветить этот сложнейший вопрос взялся научный руководитель Музеев Московского Кремля, кандидат исторических наук Алексей ЛЕВЫКИН. Мы заранее просим у наших читателей, а равно у музейных специалистов и наших коллег, выступавших в эфире (и тем и другим мы приносим самую искреннюю благодарность), извинения за то, что тесные рамки газетной полосы, которая лишь на первый взгляд кажется бескрайней, не позволяют включить в эти публикации всех поворотов, ракурсов и обертонов занимательной, живой беседы. Кроме того, мы отдаем себе отчет в том, что историк или искусствовед, чья работа связана с хранением и изучением памятников материальной и художественной истории, обладает столь обширными познаниями, а своих бессловесных "подопечных" может заставить говорить так красноречиво, что рассказ об одном предмете порой может длиться часами.
Едва ли не каждый экспонат достоин не только публикации в СМИ, но и отдельной книги - не секрет, что иным культовым памятникам и произведениям искусства посвящены буквально горы литературы. Вместе с тем мы осознаем, как велик в обществе интерес к отечественной истории, а значит, и к дошедшим до нас реальным вещам, в которых она воплотилась, и надеемся, что наша попытка донести хотя бы отзвук увлекательных бесед, происходящих на радио, до читателей, которые по тем или иным причинам не смогли их услышать, будет принята с пониманием и великодушием.

Бармы царя Алексея Михайловича. 1662 г.
Тема государственных регалий России окружена тайнами - ведь мы практически ничего не знаем о символах власти Древней Руси, особенно в ее ранний период. От Киевского княжества история не сохранила почти ничего, кроме миниатюр с изображением престола, на котором восседал князь, некоей шапки с меховой опушкой и драгоценного оплечья, а также некоторых предметов вооружения: это ярко украшенные шлем, стремя, меч и пояс.
Что же все-таки делало князя князем? Во-первых, происхождение - он должен был быть не только рожден от князя, но его линия должна быть старшей. Во-вторых, после монгольского завоевания право князя на власть должно было подтверждаться ордынским царем. Другими словами, князь получал ярлык на княжение. Известно, что в Средние века на Востоке высший властитель давал своим вассалам определенные властные знаки, которые могли рассматриваться как некие регалии. Это мог быть драгоценный головной убор, пояс и дорогое оружие - все они показывали, что их обладатель властвует на своей земле, но подчиняется верховному правителю.
Первые сведения о таких регалиях московских князей мы находим не в описаниях церемонии их инаугураций или в изобразительных источниках, а в духовных грамотах, то есть завещаниях. Так, Иван Калита, основоположник династии московских Рюриковичей (историки иногда называют ее "Калитичи"), завещал своему старшему сыну "золотую шапку". Многие исследователи полагают, что именно здесь впервые упомянут будущий главный венец русских монархов, известный как Шапка Мономаха. Бытуют две версии о ее происхождении. Первая настаивает на том, что шапка изготовлена на территории Византийской империи в XII веке. Вторая, более убедительная, утверждает, что эта реликвия была создана в XIV веке на территории Золотой Орды. Если мы мысленно снимем с шапки две ее детали - меховую опушку и крест-навершие, - то сразу обнаружится ее безусловное сходство с драгоценными головными уборами золотоордынских вассалов, как они изображены на иранских миниатюрах XIV века. Таким образом, реальная, а не легендарная история Шапки Мономаха, важнейшего символа русской монаршей власти, - это история становления суверенного русского государства, прошедшего путь от вассала Золотой Орды в четырнадцатом столетии до могущественного царства в шестнадцатом.
Иранский стиль в декоре этого предмета напоминает, что Россия - часть огромного индоевропейского региона, чьи гигантские территории взаимодействовали и в сфере культуры. Кстати, благодаря культурным связям у России много точек соприкосновения с Ираном даже в искусстве более позднего времени. Золотая Орда - государство, созданное на рубеже XIII - XIV веков, - занимала колоссальные пространства, в ее зону влияния входили и Иран, и Средняя Азия, и восточноевропейские земли, в том числе северо-восточные русские княжества. Их правители были вассалами золотоордынского правителя. Поэтому Дмитрий Донской смело выходит на Куликовскую битву против хана Мамая - они равны как вассалы ордынского хана.
Вероятно, формирование будущего блока регалий возникает как раз в это время. К нему же относится первое упоминание о второй очень важной, наряду с Шапкой Мономаха, регалии: это "Животворящий крест". По преданию, он сделан из святого древа креста, на котором был распят Иисус Христос. Первые летописные упоминания о нем также датируются второй половиной XIV - началом XV века. Дмитрий Донской поднимает "Животворящий крест", обращаясь к своим воинам на Куликовом поле, а затем перед битвой водружает его на свое священное знамя Спаса. Московские князья благословляют "Животворящим крестом" своих детей на великое княжение. Наиболее древняя из сохранившихся до наших дней великокняжеских реликвий - легендарный "Крест честный Животворящий патриарший Филофеевский". Впервые он упомянут в духовной сына Дмитрия Донского - Василия I. В летописях и документах XVI столетия фигурирует "Животворящий крест" покровителя Москвы Петра Митрополита. Согласно Никоновской летописи, именно им был благословлен на великое княжение Иван Васильевич - будущий государь Всея Руси Иван Грозный. К сожалению, до наших дней этот крест не сохранился.
В середине XVI века главную позицию среди русских царских регалий занял так называемый "Хворостининский" крест. Свое название он получил в XVII столетии от специального футляра - ставротеки, изготовленной по заказу князя Хворостинина, писателя и царедворца XVII века. Ныне крест Животворящего древа, вложенный в ковчег Хворостинина, выставлен в Оружейной палате. Согласно надписи на ковчеге, небольшой, чуть больше ладони, крест в золотой оправе, украшенной эмалью, жемчугом и драгоценными камнями, был привезен на Русь митрополитом Эфесским Неофитом. Его происхождение связывали со знаменитой легендой о дарах византийского императора Константина Мономаха.
Третьим элементом в комплексе русских царских регалий стало драгоценное оплечье - бармы. По всей видимости, так же как и драгоценный пояс, это еще одна из деталей древнерусского княжеского облачения. Подобные оплечья мы встречаем на редких миниатюрах, где изображались русские князья.
Одна из загадок истории русских властных символов - отсутствие в их составе меча. Вероятно, это объясняется тем, что комплекс русских регалий окончательно складывается в период, когда меч в системе вооружения русского воина уступает место сабле. Таким периодом был рубеж XV - XVI веков. Меч, который сейчас хранится в Оружейной палате Московского Кремля и носит название "Государственный", был включен в комплекс русских императорских регалий лишь в 1742 году во время коронации императрицы Елизаветы Петровны. Для данной церемонии из Оружейной палаты был выбран лучший из хранившихся там образцов этого вида клинкового оружия, изготовленных в середине - второй половине XVII века. Эти мечи использовались лишь в ходе дворцовых церемониалов и в боевых действиях не применялись. Впервые меч, ставший впоследствии Государственным, был упомянут в описи царской оружейной казны 1686/87 года.
В конце XV - начале XVI века, когда на месте разрозненных северо-восточных княжеств образуется единое централизованное государство, в казне московских князей складывается исторический комплекс предметов, которые так или иначе символизируют их власть. Вскоре наступит момент, когда все они будут востребованы. К этому же времени следует отнести создание целого ряда литературно-исторических произведений, призванных подтвердить первородство московских князей по отношению к другим русским правителям. Именно в ту эпоху, по всей вероятности, и создается легенда о дарах византийского императора киевскому князю Владимиру Мономаху. Он был не только одним из наиболее прославленных властителей Киевской Руси, но и родоначальником линии владимирских князей, а значит, и династии московских Рюриковичей. Таким образом, дары византийского императора ("Животворящий крест", венец, бармы, держава и др.), привезенные во Владимир внуком Мономаха Андреем Боголюбским и якобы хранившиеся в его казне, являлись доказательством наследственного права владеть по-царски этой землей, в силу родства с киевскими Рюриковичами, которые, в свою очередь, право это получили от византийских императоров.
Впервые эти регалии были использованы в 1498 году, когда в Успенском соборе Московского Кремля князь Иван III венчал на великое княжение Шапкой Монамаха своего внука Дмитрия. Однако окончательно главный комплекс московских регалий формируется в 1547 году, когда на царство венчается первый русский царь Иван Грозный. Для этой важнейшей церемонии, построенной по порядку венчания византийских императоров, был изготовлен новый "Животворящий крест", названный впоследствии Хворостининским (по-видимому, происхождение более ранних крестов была хорошо известно современникам). Среди регалий появилась держава, о которой упоминалось в легенде об обретении царских регалий. С годами комплекс начинает постепенно разрастаться. Изготавливаются новые царские венцы. В Оружейной палате Московского Кремля сохранился уникальный памятник русской истории и культуры XVI столетия - "Шапка Казанская". Считается, что она была изготовлена московскими мастерами в 1553 году, после завоевания Казани. Выполненная в ярком восточном стиле, она символизировала власть русского государя над завоеванным Казанским царством. Подобную традицию мы встречаем и в странах Западной Европы. Например, император Священной Римской империи владел целым набором корон тех земель, которые входили в состав его державы. Возможно, Иван Грозный приказал создать "Шапку Казанскую" в ознаменование нового этапа своего царствования: ведь русское царство он получил еще при венчании, Казанское ханство завоевал, затем покоряет Астраханское. Но особой "Астраханской шапки", вероятнее всего, не было - о ее существовании в XVI - XVII веках нет никакой информации.
Однако специалисты убеждены, что в составе московских регалий была "Шапка Сибирская" - после завоевания Сибири ее изготовили по специальному заказу в знаменитых Рудольфинских мастерских в Праге, на землях Священной Римской империи, в годы правления царя Бориса Годунова. К сожалению, до наших дней этот венец не сохранился. Целая группа русских царских венцов и драгоценных шапок (по традиции, вероятно, идущей от древних княжеских головных уборов, каждая из них имела опушку мехом) была утрачена в Смутное время.
В описании церемонии венчания на царство Федора Ивановича, сына Ивана Грозного, среди русских символов власти впервые появляется скипетр. В коллекции Оружейной палаты хранятся скипетр и держава западноевропейской работы, создание которых специалисты Музеев Московского Кремля датируют восьмидесятыми годами XVI века. Не исключено, что первоначально они входили в ансамбль регалий, выполненных на территории Священной Римской империи для царя Бориса Годунова. В 20-е годы XVII века вместе с венцом, изготовленным в 1628 году, эти скипетр и держава вошли в состав комплекса регалий первого царя династии Романовых - Михаила Федоровича.
Скипетр и державу государи держали в руках во время различных церемоний. Естественно, при венчании эти предметы вкладывались им в руки, во время иных церемоний у государя в руках могли находиться скипетр и держава, на голове - венец. В момент приема послов он мог положить их на стоянец, во время процессии стряпчий нес в руках скипетр, который потом мог быть вложен в руку самодержца.
В середине XVII века для царя Алексея Михайловича в Стамбуле (древнем Константинополе) создается новый комплекс регалий - венец, держава, скипетр и бармы. Хотя оформление этих образцов ювелирного искусства решено в ярком восточном (османском) стиле, присутствие в их декоре христианской символики позволяет предположить, что изготовлены они греческими мастерами. Не исключено, что это был драгоценный дар. Однако, скорее всего, это был целенаправленный заказ самого царя. К сожалению, каких-либо документальных подтверждений этому мы не имеем. Тем не менее изображения на регалиях царя Алексея Михайловича несут в себе явно выраженную имперскую символику. Этот правитель вступил на отчий престол в возрасте 16 лет. Когда ему исполнилось восемнадцать, под его руководством и при непосредственном участии был подготовлен важнейший для страны свод законов - знаменитое Соборное уложение 1649 года. В возрасте 25 лет Алексей Михайлович осуществил успешный поход на Смоленск. Именно он присоединил к русскому царскому титулу слова "Малые и Белые России Самодержец". Какое яркое начало карьеры царя, вошедшего в историю с прозвищем Тишайшего! Алексей Михайлович серьезно претендовал на корону Царства Польского. В его правление восточные иерархи Православной церкви, играя на имперских амбициях молодого царя, попытались направить русскую военную мощь на освобождение православных народов и древнего Царьграда от османского ига - так возник знаменитый "восточный вопрос" русской внешней политики. Все это дает основания предположить, что идеологическая программа царских регалий продумывалась лично самодержцем. Нельзя забывать, что рядом с ним в те времена находится очень сильный и разумный человек - патриарх Никон, который поддерживал царя в его имперских устремлениях.