Клуб Реконструкции и Фехтования Южная Застава

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Клуб Реконструкции и Фехтования Южная Застава » Источники » Костюмы. Еще раз о главном.


Костюмы. Еще раз о главном.

Сообщений 1 страница 9 из 9

1

С начала предлагаю изчить как данный вопрос решается в других клубах. В частности в "Русской Земле".

МИНИМАЛЬНЫЕ ЛИЧНЫЕ КОМПЛЕКТЫ
подспорье для выполнения общих требований

Создание минимального личного комплекта (МЛК) важный этап становления участника, гарантирующий полноценное вливание в жизнь клуба «Русская земля». Этому процессу уделяется большое внимание.
В клубе воссоздаётся внешний облик, профессиональные навыки и вооружение персонажей-горожан проживавших в период XIII-XVI вв. преимущественно на территории Северо-Восточной Руси (Владимиро-Суздальская Русь, Новгородская республика, Тверское княжество, Московское княжество и т.д.).

Для разделения социальных прослоек горожан в оборот вводятся четыре основные категории: низший класс, средний класс, зажиточный класс, высший класс. Выбор рядового состава ограничен первыми двумя категориями. Третья категория доступна в особенных случаях. Четвёртая категория недоступна.

1. Низший класс – крестьяне, городские бедняки (холопы/ополченцы);
2. Средний класс – тяглые, свободные ремесленники, торговцы, служащие/служивые (чёрные люди/вои/десятники);
3. Зажиточный класс – купцы, бояре, привилегированное воинское сословие (десятники/старосты/посадники);
4. Высший класс – воевода, князь.

Установленный для всех категорий участников минимальный комплект индивидуальных вещей, состоящий из костюма и предметов быта, воссоздаётся в течении шести месяцев согласно легенде персонажа, без которой дальнейший реконструкционный рост невозможен. Легенда разрабатывается в рамках клубной тематики согласно личным пожеланиям участника. Содержит сведения:
1. Период жизни персонажа (максимум 50 лет), чтобы обозначить опорный отрезок во времени;
2. Район проживания (с привязкой к региону или городу), чтобы определить круг источников, на которых будет базироваться реконструкция комплекта;
3. Социальное положение занимаемое персонажем, чтобы установить социальную категорию;
4. Индивидуальная специализация (род деятельности), чтобы найти себя в коллективе.

Пример:
Имя – Максим Станиславич
Период жизни - 1490-1540 гг.
Район проживания – Москва
Социальное положение - мелкий феодал (зажиточный класс)
Индивидуальная специализация – служилый «сын боярский»

0

2

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

Внимание! Требования общие, на исчерпывающую полноту не претендуют, распространяются на все новые предметы реконструкции. Прежде чем изготовить, приобрести, заказать предмет, обязательно проконсультируйтесь и заручитесь поддержкой сведущих одноклубников. Старые предметы созданные до 2006 года донашиваются. В случае явной недоработки, ошибка по возможности исправляется или предмет больше не используется на официальных выездах.

Текстиль

Источником материалов для одежды простых горожан, которые в этом почти ничем не отличались от селян, служило домашнее и сельское хозяйство. Люди сами пряли шерсть, лён и коноплю, ткали материи – грубое сукно, холст, кроили и шили одежду. Однако известны и тонкие ткани местного изготовления. Долгое время прядение и ткачество оставалось домашним занятием, но со временем производство материй стало делом профессионалов-ремесленников, производивших на продажу шерстяные искусно вытканные ажурные ткани.
Археологические и в особенности письменные источники сообщают о колоссальных объёмах ввоза на Русь из Западной Европы высококачественных тонких сукон (с характерным войлокообразным начёсом). Такие материи заметно отличались от продукции местных ткачей и стоили существенно дороже, поэтому были доступны в первую очередь зажиточным горожанам.
Благородные хлопковые и всевозможные шёлковые материи, ввозимые с Востока, шли на одежду знати и их окружения. Но и бедняки (даже крестьяне) иногда могли позволить себе украсить одежду такой дорогой тканью.

Допускается использование натуральных тканей – конопля, лён, хлопок, шёлк полотняного переплетения нитей (сеточка), а грубое и высококачественное сукно полотняного, саржевого и крестообразного переплетения нитей. Содержание синтетических волокон в шерстяных тканях фабричного производства не должно превышать 10%.
Приветствуются:
1. домотканые ткани, выделанные и сотканные вручную согласно установленной технологии;
2. этнографические ткани из старых (порой довоенных) запасов тканей сотканных на ткацких станках;
3. самотканые ткани, сотканные из современных (часто уже окрашенных) ниток согласно установленной технологии.

1. Низший класс: грубая шерсть, грубый лён, конопля.
2. Средний класс: шерсть различной выделки (в том числе привозное сукно), лён и конопля различной выделки, хлопок (умеренно), шёлк незначительными площадями.
3. Зажиточный класс: различные виды сукна, лён хорошей выделки, хлопок, шёлк.
4. Высший класс: благородные ткани.

Выбор цвета

В древности ткани окрашивались растительными красителями – трава, кора, корешки, листья. Простую домотканину, которая обычно шла на костюм бедняков, могли не окрашивать, сохраняя её естественный оттенок.
Практика натурального крашения показывает, что оттенки конопляных и льняных тканей получаются бледными, приглушёнными. Шерстяные наборот - ярче, насыщеннее. Неправильно использовать ткани едких «вырви глаз» цветов. Изменением концентрации и смешиванием красителей добивались разнообразия оттенков.
Простые цвета: коричневый, зелёный, жёлтый.
Дорогие цвета: красный, синий, чёрный.

1. Низший класс. Костюм низшего класса шьётся из неокрашенных тканей. Окрашенные ткани допустимы в ограниченном количестве (незначительными площадями).
2. Средний класс. В костюме среднего класса могут сочетаться ткани разных цветов. По-прежнему рекомендуется использовать ткани скромных оттенков. Не нужно злоупотреблять дорогими цветами.
3. Зажиточный класс. В костюме зажиточного класса возможны вольности. Предлагается использовать оригинальные цветовые решения. Не стоит забывать о том, что говориться в предыдущих двух пунктах.
4. Высший класс. В разумных пределах ограничений нет.

Примеры естественных оттенков: лён, шерсть. Подборка не отражает всех возможных оттенков. Также необходимо делать скидку на настройки яркости Вашего монитора. Тем не менее, рекомендуется придерживаться заданной палитры.

Замечание: на дневном свете цвет всегда ярче, чем в помещении.

Швы

Одежда сшивается натуральными нитками и ручными швами, зафиксированными археологически на воссоздаваемой территории в конкретную эпоху. Привлечение данных соседних регионов более чем на историческую версию не претендует, поэтому не желательно. Машинные швы не приветствуются, но их использование возможно только в скрытых от прямой видимости местах (соединение выворотных деталей, обмётка краёв). Все внешние работы выполняются вручную.

Мех

Из меха животных (скора) шили тёплую зимнюю одежду – кожух, или обшивали (опушивали) шапки по краю.
Простой мех: заячий, овчина, волчий.
Сравнительно недорогой мех: лисий (бурый), беличий, куницы, выдры.
Дорогой мех: норки, бобра, росомахи, чернобурки (лисицы чёрной), песца, соболя, горностая.

Кожа

Для создания обуви и аксессуаров разрешается использовать кожу естественного телесного окраса или тонированную архаичным способом - дёгтем, натуральным пчелиным воском, льняным маслом и т.д. В оговорённых случаях допускается кожа, окрашенная химическими красителями в черный, красный, жёлтый, зелёный и другие естественные цвета не телесного окраса. Использование коже заменителей, дермонтина, резиновых накатов на подошве обуви, а также прочих не натуральных материалов строго запрещено. Все изделия собираются в соответствии с технологиями известными в конкретном регионе и временном отрезке, сшиваются оригинальными швами, натуральной дратвой (конопля, лён). Использование современной пропитанной специальным составом хлопковой сапожной нити запрещено.

0

3

МИНИМАЛЬНЫЕ ЛИЧНЫЕ КОМПЛЕКТЫ
МУЖСКОЙ КОМПЛЕКС

Низший класс:
- сорочка (небелёный лён, конопля);
- нижние штаны (небелёный лён);
- верхние штаны (небелёный лён, конопля, грубая шерсть);
- портянки/вязаные носки, онучи, ноговицы (небелёный лён, неокрашенная шерсть);
- свита/сермяга [уточняя период](неокрашенный лён, конопля, грубая шерсть);
- опояска сорочки [шнурок], пояс: примитивный кушак (шерсть), кожаный ремень с примитивной металлической пряжкой;
- головной убор: валяный неокрашенный колпак, сшитая шапка или колпак с отворотами [уточняя период](шерсть, лён);
- поршни, ботинки (кожа);

- нательный крест;

- сумка-«сухарка»/заплечный мешок (полотно);
- кружка, ложка, тарелка;
- войлок или пенка, обшитая неокрашенной материей;
- плащ/отрез шерсти [одеяло](шерсть)/шкура.

Средний класс:
- сорочка (белёный/небелёный лён);
- нижние штаны (неокрашенный/белёный лён);
- верхние штаны (неокрашенный/окрашенный лён);
- портянки/вязаные носки, ноговицы (небелёный лён, шерсть);
- свита/кафтан [уточняя период](окрашенный лён, шерсть, сукно);
- плащ/однорядка [уточняя период](шерсть);
- опояска сорочки [шнурок], пояс: кушак/кожаный с металлической пряжкой и хвостовиком (шерсть, кожа);
- головной убор: валяный неокрашенный колпак, сшитая шапка или колпак с отворотами [уточняя период](лён, грубая шерсть, сукно);
- ботинки, полусапожки, сапоги [уточняя период](кожа);

- ювелирные украшения 2-3 шт., включая нательный крест;
- простая поясная сумочка/кошель, сумка-«сухарка» (кожа, полотно);

- кружка, ложка, тарелка, нож;
- войлок или пенка, обшитая неокрашенной тканью;
- отрез шерсти [одеяло](шерсть)/шкура.

Зажиточный класс:
- сорочка (белёный лён, хлопок);
- нижние штаны (белёный лён, хлопок);
- верхние штаны (окрашенный лён, хлопок, сукно, шёлк);
- портянки/вязаные носки, ноговицы (белёный лён, шерсть);
- свита/кафтан [уточняя период](окрашенный лён, сукно, хлопок, шёлк);
- плащ/однорядка [уточняя период]/опашень-охабень [уточняя период](сукно, хлопок, шёлк);
- опояска сорочки [шнурок], пояс: кушак/кожаный ремень с металлической пряжкой, хвостовиком и бляшками/расшитый нитками (шерсть, кожа);
- тафья [уточняя период], головной убор: валяный неокрашенный колпак, сшитая шапка или колпак с отворотами [уточняя период])(лён, грубая шерсть, сукно);
- сапоги (кожа);

- больше 3 ювелирных украшений подтверждающих статус (включая нательный крест);
- поясная сумочка, кошель;
- специальный атрибут (подчёркивающий деятельность персонажа) или на выбор дополняющие мелочи: ключи от замка, игральные кости, чехол с ложкой, шпоры и т.д.;
- какое-либо оружие, носимое знатными людьми и в мирное время;

- кружка, ложка, тарелка, нож;
- войлок или пенка, обшитая одноцветной тканью;
- отрез шерсти [одеяло](шерсть)/шкура.

0

4

МИНИМАЛЬНЫЕ ЛИЧНЫЕ КОМПЛЕКТЫ
ЖЕНСКИЙ КОМПЛЕКС

Низший класс:
- сорочка (небелёный лён, конопля);
- портянки/вязаные носки, онучи, ноговицы (небелёный лён, неокрашенная шерсть);
- понева [уточняя период](шерсть);
- свита (неокрашенный лён, конопля, грубая шерсть)/шубка [уточняя период];
- опояска сорочки [шнурок], примитивный пояс-кушак (шерсть);
- какой-либо адекватный головной убор;

- поршни, ботинки (кожа);

- нательный крест;

- сумка-«сухарка» (полотно);
- кружка, ложка, тарелка;
- войлок или пенка, обшитая неокрашенной материей;
- плащ/отрез шерсти [одеяло](шерсть)/шкура.

Средний класс:
- сорочка (белёный/небелёный лён);
- портянки/вязаные носки, ноговицы (небелёный лён, шерсть);
- понева [уточняя период](шерсть);
- свита/шубка [уточняя период](окрашенный лён, шерсть, сукно);
- плащ/однорядка [уточняя период](шерсть);
- опояска сорочки [шнурок], пояс-кушак (шерсть);
- какой-либо адекватный головной убор;

- ботинки (кожа);

- ювелирные украшения 2-3 шт., включая нательный крест;
- кошель, сумка-«сухарка» (кожа, полотно);

- кружка, ложка, тарелка, нож;
- войлок или пенка, обшитая неокрашенной тканью;
- отрез шерсти [одеяло](шерсть)/шкура.

Зажиточный класс:
- сорочка (белёный лён, хлопок);
- портянки/вязаные носки, ноговицы (белёный лён, шерсть);
- понева [уточняя период](шерсть);
- свита/шубка [уточняя период]/летник [уточняя период](окрашенный лён, сукно, хлопок, шёлк);
- плащ/однорядка [уточняя период]/опашень-охабень или телогрея [уточняя период] (сукно, хлопок, шёлк);
- опояска сорочки [шнурок], пояс-кушак (шерсть, хлопок, шёлк);
- какой-либо адекватный головной убор;

- сапоги (кожа);

- больше 3 ювелирных украшений подтверждающих статус (включая нательный крест);
- поясная сумочка, кошель;

- кружка, ложка, тарелка, нож в ножнах;
- войлок или пенка, обшитая одноцветной тканью;
- отрез шерсти [одеяло](шерсть)/шкура.

Необходимо использование вышивки, других украшений самой одежды.

0

5

Как видим подход довольно комплексный и грамотный.
Написанием этих вещей занимались люди, сведующие куда больше нас вместевзятых. Поэтомуу не вижу причин изобретать свой велосипед. Берем и используем в качестве основы и точки отсчета.

Сначала хочу выслушать вопросы.
Кому что интересно \ непонятно \ есть что обсудить \ и т.д. ?

0

6

и еще

КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ О ДРЕВНЕРУССКОМ КОСТЮМЕ XII-XVI ВВ.
Основой костюма является исподнее платье. У мужчин – сорочка, порты (гачи), у женщин – долгополая сорочка. Платье шьётся из лёгких материй согласно достатку владельца - лён, хлопок, шёлк. Сорочку обычно опоясывали плетёным шнурком – опояска. Мужчины могли заправлять в гачи.
Стопы ног оборачивали портянками или же надевали обувь на босу ногу, подложив войлочную стельку или сухую траву. В прохладное время года на ноги надевали вязаные иглой шерстяные носки – копытца. На голени надевали ноговицы – чулки без стоп, или в сочетание с низкой обувью наматывали тканые ленты - онучи (обмотки).
Поверх исподнего надевалось верхнее платье. В зависимости от времени года это могло быть лёгкое (из лёгких материй) или тёплое (из шерстяных материй) платье.
Верхней поясной одеждой мужчин служили верхние порты (штаны), которые заправляли в онучи, ноговицы или голенища сапог. Женщины закрепляли на бёдрах прямоугольный кусок ткани. Позднее в деревнях эта одежда получила название понёва. Но в городах реалия исчезает в XIV веке.
В первую половину рассматриваемого периода поверх сорочки мужчины и женщины надевали верхнюю плечевую одежду - свиту. С XV века мужчины чаще надевают кафтан, который в XVI веке переходит в категорию массовой народной одежды, а женщины - шубку.
Характерной одеждой зажиточных горожанок в XIV веке становится летник.

Верхнюю одежду обязательно опоясывали ремнём: кожаным с металлической пряжкой, либо тканым поясом-кушаком. В поздний период существовали тканые пояса с металлической пряжкой.
На голову мужчины надевали валяный из шерсти головной убор – колпак, калпак. Существовали колпаки сшитые из материй. Таковые могли иметь отвороты с прорехами спереди и сзади. Девушки могли не носить головного убора в виде шляпы, а заплетали волосы в косы, либо покрывали голову полотенчатым головным убором. Замужние женщины носили сложную систему головных уборов (см. ниже). Давняя традиция подвешивать за ленточку височные украшения исчезает вместе с восточнославянскими племенными различиями в первой половине XIII века.
Шапки обшитые (опушенные) по краю мехом животного надевали обычно в прохладное время или по торжественному случаю как мужчины, так и женщины.
Выходя на улицу, мужчины и женщины разных сословий накидывали на плечи плащи – вотола, мятль. Существовали роскошные парадные плащи – корзно, приволока. Однако к XVI веку плащи перестают широко использоваться.
Своего рода универсальным демисезонным платьем в XVI веке становится однорядка. Зажиточные горожане, кроме того, накидывали на плечи долгополые опашни-охабни. Такую одежду никогда не опоясывали.
Обувь носили низкую (поршни, черевеки (ботинки)) и высокую (полу сапожки, сапоги). Женщинам всех сословий характерна низкая обувь, часто украшенная вышивкой. Зажиточные мужчины преимущественно носили сапоги. В поздний период в городах сапоги фактически вытеснили низкую обувь.

ОПИСАНИЕ ОСНОВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ КОСТЮМА

Cорочка (рубаха): свободная; у мужчин - до колен (не опоясанная), у женщин до икр или щиколоток. Рукава – длинные, прямые. Горловина – овальная, с небольшим вертикальным разрезом на груди, застёгивается на фибулу или пуговку. Материал – лён, хлопок, шёлк. Подробнее…
Московитская сорочка (рубаха) XVI-XVII в.: свободная; у мужчин – до колен или выше, но в опоясанном виде обязательно накрывает седалище, у женщин до икр или щиколоток. Рукава – длинные, суживаются к обшлагам. Горловина – овальная, с небольшим вертикальным разрезом на груди, застёгивается на пуговку, шнуры. Материал - лён, хлопок, шёлк. Подробнее…
Порты (гачи): свободные прямые, длина – ниже колен или до стоп. Затягиваются на талии шнурком. Материал – конопля, лён. Подробнее…
--------
Портянки, ноговицы, онучи. Подробнее…
Понева: прямоугольный кусок шерстяной материи длиной до щиколоток, который закрепляли на талии таким образом, чтобы края оказывались спереди.
Свита: приталенная, длина - до колен или ниже (не опоясанная), у мужчин накрывает сорочку. Рукава – длинные, суживаются книзу. Горловина – овальная, с неглубоким/глубоким (только у мужчин) вертикальным разрезом на груди, застёгивается на фибулу или пуговку/ряд пуговиц, если разрез глубокий. Материал – конопля, лён, шерсть, сукно, хлопок, шёлк. Возможна подоплёка, подкладка. Подробнее: «Реконструкция древнерусской свиты»», «Витебская свита», «Женское платье, XIII в. (Изяславль+Торопец)».
Кафтан [начиная с середины XIV века]: приталенный, полностью распашной, застёгивается на ряд пуговиц, длина - до колен или немного ниже (не опоясанный). Рукава – длинные, суживаются книзу. Горловина – овальная. Иногда дополнялась небольшим стоячим или отложным воротничком. Материал – лён, шерсть, сукно, хлопок, шёлк. На подкладке. В некоторых случаях имел отрезной низ, пришитый в сборку – терлик [с XV века]. Простецкий кафтан из грубой шерсти – сермяга. Подробнее…
Шубка [c XVI века]: долгополое накладное или распашное платье, с рукавами или чаще без них - высокая юбка на лямках - сарафан. Материал – лён, хлопок, сукно, шёлк. Подробнее…
Летник [начиная с XIV века]: свободный, не распашной, длина – ниже колен, не опоясывается. Рукава – длинные, расширяются книзу. Горловина – овальная, без разреза. Материал – лён, хлопок, шёлк. Подробнее…
--------
Валяная шапка (колпак). Подробнее…
Сшитый колпак с отворотами [с XIV века]. Подробнее…
Шапка с меховой опушкой. Подробнее…
Женский головной убор. Подробнее…
--------
Плащ: прямоугольный, полукруглый (чаще всего), набранный из вертикальных или горизонтальных полос. Длина – накрывает верхнюю одежду, если она не долгополая. Подробнее…
Однорядка [начиная с XVI в.]: демисезонное платье типа кафтан (фактически заменяет плащ), сшитое из сукна в один ряд. То есть без подкладки. Длина – до середины голени. Не опоясывается. Рукава очень длинные, суживаются к обшлагам, собираются на предплечьях продольными складками. Подробнее…
Опашень/охабень [начиная с середины XIV века]: свободный, полностью распашной, застёгивается на ряд пуговиц, длина – ниже колен (заметно превышает длину верхней одежды). Рукава – длинные (до колен или ниже), прямые/суживающиеся книзу, с прорехами у пройм; горловина – овальная, с большим отложным воротником (иногда может отсутствовать). Материал – сукно, хлопок, шёлк. Тяжёлый охабень - на подкладке уступающей основе по ценности. На лёгком опашне подкладка может отсутствовать, или уступает/соответствует основе по ценности. Подробнее: 1, 2.

Дополнительные сведения по древнерусскому костюму:
- Рабинович М.Г. Городской костюм//Очерки материальной культуры русского феодального города. – М., 1988;
- Сабурова М.А. Древнерусский костюм//Древняя Русь: быт и культура/отв. ред.: Б.А. Колчин, Т. И. Макарова. - М., 1987;
- Пушкарёва Н.Л. «Сугуба одеянья сотворя...»(Одежда и украшения древнерусских женщин)//Женщины Древней Руси.- М., 1983.
--------
Мех (пушнина). Подробнее…
--------
Обзорные сведения по обуви. Подробнее…
--------
Аксессуары, украшения:
Смотрите соответствующие темы форума. Кроме того, исчерпывающую информацию вы получите в книгах из клубной библиотеки:
- М.В. Седова. Ювелирные украшения Новгорода Великого X-XV вв. МИА СССР N65.
- Древняя Русь: быт и культура. – М., 1987.
- С.А. Изюмова. К истории кожевенного и сапожного ремесла Новгорода Великого. МИА СССР N65.
- А.В. Курбатов. Кожевенное производство Твери XIII-XV вв. – СПб., 2003.

0

7

Ну вот....о чем и говорилось. Люди не фрондили, а взяли и сделали.

Дмитрий написал(а):

Аксессуары, украшения:
Смотрите соответствующие темы форума. Кроме того, исчерпывающую информацию вы получите в книгах из клубной библиотеки:
- М.В. Седова. Ювелирные украшения Новгорода Великого X-XV вв. МИА СССР N65.
- Древняя Русь: быт и культура. – М., 1987.
- С.А. Изюмова. К истории кожевенного и сапожного ремесла Новгорода Великого. МИА СССР N65.
- А.В. Курбатов. Кожевенное производство Твери XIII-XV вв. – СПб., 2003.

Диман раскрой линки

0

8

Линков нет, но книги, кроме Курбатова, имеются в отсканированно виде у меня. Выложить в сеть не представляется возможным, так как большой объем и немного незаконно :)

0

9

валяный неокрашенный колпак что за хрень

0


Вы здесь » Клуб Реконструкции и Фехтования Южная Застава » Источники » Костюмы. Еще раз о главном.