ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ
Внимание! Требования общие, на исчерпывающую полноту не претендуют, распространяются на все новые предметы реконструкции. Прежде чем изготовить, приобрести, заказать предмет, обязательно проконсультируйтесь и заручитесь поддержкой сведущих одноклубников. Старые предметы созданные до 2006 года донашиваются. В случае явной недоработки, ошибка по возможности исправляется или предмет больше не используется на официальных выездах.
Текстиль
Источником материалов для одежды простых горожан, которые в этом почти ничем не отличались от селян, служило домашнее и сельское хозяйство. Люди сами пряли шерсть, лён и коноплю, ткали материи – грубое сукно, холст, кроили и шили одежду. Однако известны и тонкие ткани местного изготовления. Долгое время прядение и ткачество оставалось домашним занятием, но со временем производство материй стало делом профессионалов-ремесленников, производивших на продажу шерстяные искусно вытканные ажурные ткани.
Археологические и в особенности письменные источники сообщают о колоссальных объёмах ввоза на Русь из Западной Европы высококачественных тонких сукон (с характерным войлокообразным начёсом). Такие материи заметно отличались от продукции местных ткачей и стоили существенно дороже, поэтому были доступны в первую очередь зажиточным горожанам.
Благородные хлопковые и всевозможные шёлковые материи, ввозимые с Востока, шли на одежду знати и их окружения. Но и бедняки (даже крестьяне) иногда могли позволить себе украсить одежду такой дорогой тканью.
Допускается использование натуральных тканей – конопля, лён, хлопок, шёлк полотняного переплетения нитей (сеточка), а грубое и высококачественное сукно полотняного, саржевого и крестообразного переплетения нитей. Содержание синтетических волокон в шерстяных тканях фабричного производства не должно превышать 10%.
Приветствуются:
1. домотканые ткани, выделанные и сотканные вручную согласно установленной технологии;
2. этнографические ткани из старых (порой довоенных) запасов тканей сотканных на ткацких станках;
3. самотканые ткани, сотканные из современных (часто уже окрашенных) ниток согласно установленной технологии.
1. Низший класс: грубая шерсть, грубый лён, конопля.
2. Средний класс: шерсть различной выделки (в том числе привозное сукно), лён и конопля различной выделки, хлопок (умеренно), шёлк незначительными площадями.
3. Зажиточный класс: различные виды сукна, лён хорошей выделки, хлопок, шёлк.
4. Высший класс: благородные ткани.
Выбор цвета
В древности ткани окрашивались растительными красителями – трава, кора, корешки, листья. Простую домотканину, которая обычно шла на костюм бедняков, могли не окрашивать, сохраняя её естественный оттенок.
Практика натурального крашения показывает, что оттенки конопляных и льняных тканей получаются бледными, приглушёнными. Шерстяные наборот - ярче, насыщеннее. Неправильно использовать ткани едких «вырви глаз» цветов. Изменением концентрации и смешиванием красителей добивались разнообразия оттенков.
Простые цвета: коричневый, зелёный, жёлтый.
Дорогие цвета: красный, синий, чёрный.
1. Низший класс. Костюм низшего класса шьётся из неокрашенных тканей. Окрашенные ткани допустимы в ограниченном количестве (незначительными площадями).
2. Средний класс. В костюме среднего класса могут сочетаться ткани разных цветов. По-прежнему рекомендуется использовать ткани скромных оттенков. Не нужно злоупотреблять дорогими цветами.
3. Зажиточный класс. В костюме зажиточного класса возможны вольности. Предлагается использовать оригинальные цветовые решения. Не стоит забывать о том, что говориться в предыдущих двух пунктах.
4. Высший класс. В разумных пределах ограничений нет.
Примеры естественных оттенков: лён, шерсть. Подборка не отражает всех возможных оттенков. Также необходимо делать скидку на настройки яркости Вашего монитора. Тем не менее, рекомендуется придерживаться заданной палитры.
Замечание: на дневном свете цвет всегда ярче, чем в помещении.
Швы
Одежда сшивается натуральными нитками и ручными швами, зафиксированными археологически на воссоздаваемой территории в конкретную эпоху. Привлечение данных соседних регионов более чем на историческую версию не претендует, поэтому не желательно. Машинные швы не приветствуются, но их использование возможно только в скрытых от прямой видимости местах (соединение выворотных деталей, обмётка краёв). Все внешние работы выполняются вручную.
Мех
Из меха животных (скора) шили тёплую зимнюю одежду – кожух, или обшивали (опушивали) шапки по краю.
Простой мех: заячий, овчина, волчий.
Сравнительно недорогой мех: лисий (бурый), беличий, куницы, выдры.
Дорогой мех: норки, бобра, росомахи, чернобурки (лисицы чёрной), песца, соболя, горностая.
Кожа
Для создания обуви и аксессуаров разрешается использовать кожу естественного телесного окраса или тонированную архаичным способом - дёгтем, натуральным пчелиным воском, льняным маслом и т.д. В оговорённых случаях допускается кожа, окрашенная химическими красителями в черный, красный, жёлтый, зелёный и другие естественные цвета не телесного окраса. Использование коже заменителей, дермонтина, резиновых накатов на подошве обуви, а также прочих не натуральных материалов строго запрещено. Все изделия собираются в соответствии с технологиями известными в конкретном регионе и временном отрезке, сшиваются оригинальными швами, натуральной дратвой (конопля, лён). Использование современной пропитанной специальным составом хлопковой сапожной нити запрещено.